школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
новое сообщение | поиск | статистика | правила | регистрация
Валерий Аронович! Спасибо за ссылку на Вашу статью (оставлю её здесь: http://www.lechaim.ru/ARHIV/208/dimshits2.htm) - она ответила на часть моих наивных вопросов. Вижу, что пока я собирался Вам ответить, Вы уже почти договорились с Денисом поговорить об этом в гимназии. Но так или иначе, я уверен, что этот разговор безусловно будет интересен многим, так что если у Вас будут время и силы - давайте лучше говорить здесь, а не в переписке (но на всякий случай: dkobak@gmail.com).
У меня такой вопрос. Вы в этой статье описываете, как начиналась литература и поэзия на идише, но не пишите о том, как она закончилась. Возможно, потому что людям заинтересованным это и так очевидно. Но не уверен, что это очевидно мне. Тогда я заглянул в википедию и прочитал, что перед Второй мировой в мире было около 12 миллионов носителей идиша, а к концу века осталось всего около 500 тысяч - как я понял, из-за появления ивритоговорящего Израиля и языковой ассимиляции неультрарелигиозных евреев вне Израиля, например в США. Это многое объясняет (или это чрезмерное упрощение?). Описанный таким образом процесс выглядит, увы, необратимым. Вам тоже так кажется?
я по-прежнему сомневаюсь в том, что эта специальная тема будет общеинтересной, но - хозяин барин - раз ты считаешь иначе, попробую что-то написать. Но, прости, не сразу. У меня вокруг сейчас сплошные дедлайны. Пока одно частное замечание. Кроме языкового сдвига (в социолингвистике это так называется) еще была война. Из 6 млн. жертв Холокоста - 5 млн. были идишговорящими.
Комментировать
и это общепризнанно?
У меня возникает ощущение, что в последнее время есть попытки этот языковой сдвиг ликвидировать? Я неправ?
А Валерий Аронович, похоже, пессимист, а может быть, это я оптимист. Если уж языки возрождают, то что такое какой-то там сдвиг? Были бы энтузиасты... Хотя это больная тема, и даже чахоточная.
Комментировать
Бадхн
- Кому теперь бадхонес мне прикажешь сочинять?
Ищи-свищи того, кто знает идиш,
Умершего отца живому сыну не понять,
Допелся-доплясался я, как видишь.
Так мне в жилетку плакался в таверне "Морячок"
Из Лодзи старый бадхн, и на бражку
Все налегал, и закусью служил ему стишок:
- Ой, мне бы эту бражку да во фляжку!
И снова: - Ну зачем, скажи? Ведь это ж ой-ун-вэй,
Ведь это ж черти с нами пошутили:
Живые мертвым во какой отгрохали музей,
А говорить им там не разрешили!
И плачет бадхн пьяненький, и лезет он в карман,
И вот передо мной Псалмы раскрыты.
- Скажи, ты пепел или песнь? Ты бадхн иль обман?
Прах иль один из тридцати шести ты?
если обсуждение еще не состоялось, Вы не могли бы повесить дату-время на форуме? Спасибо.
Комментироватьа теперь уезжаю до 8.02. Назначайте день
Комментировать
в этой беготне в среду совершенно забыл о том, что мы должны были договориться. Извините.
Валерий Аронович, мне помнится, Вы свободны после уроков в среду?
Тогда давайте 10го. Я, правда, пока не знаю своего расписания, но очень надеюсь, что к 4м смогу быть в школе.