Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        «Абарис»    

От редакции

Постоянные читатели «Абариса» знают: при всей пестроте содержания, обусловленной многообразием гимназической жизни, каждый номер нашего журнала имеет свою «главную тему». В настоящем выпуске такой темой стали жизнь и наследие Овидия.

Традиционно Овидий — первый поэт, с которым основательно знакомятся школьники и студенты, изучающие латынь (в нашей гимназии ему отдано целое полугодие в девятом классе). Этот выбор, проверенный многовековым опытом, представляется обоснованным — причем не только из-за сравнительной легкости овидиевского языка (эта легкость, впрочем, условна: поэт любит усыпить внимание читателя своей прославленной «гладкостью», чтобы тем эффектнее обмануть его ожидания) или из-за сказочного сюжетного богатства «Метаморфоз» — своего рода «Тысячи и одной ночи» европейской литературы. Дело в другом: пожалуй, ни один автор не представляет столько возможностей для изучения латинского поэтического языка и истории римской словесности. О чем бы ни писал Овидий, он не перестает дискутировать со сложившейся литературной традицией — комбинируя, обыгрывая, а то и ставя под вопрос ее достижения, характерные черты и приемы: младший в плеяде великих поэтов Августова века, он рачительно распорядился унаследованными сокровищами. Внимательный читатель Овидия знает, что приключения поэтических мотивов и жанровые метаморфозы подчас оказываются у него не менее захватывающими, чем превратности судьбы мифологических персонажей.

Среди посвященных Овидию материалов этого номера — статьи, переводы и рисунки, выполненные гимназистами, выпускниками, учителями и друзьями нашей школы. Говоря об этих последних, хотелось бы особо поблагодарить Михаэля (Михаила Георгиевича) фон Альбрехта — немецкого филолога и новолатинского поэта с русскими корнями (старшие выпускники помнят его лекцию о Горации, прочитанную в гимназии в 1994 году), который поделился с нами еще не публиковавшимся этюдом.

Другая тема, обойти которую в этом году было решительно невозможно, — прошлое Петербурга. Автор одной из статей, напечатанных в этом выпуске «Абариса», отталкиваясь от филологических наблюдений над легендарным обращением «мин херц», прослеживает историю отношений Петра I и Меншикова — отцов-основателей нашего города. Еще один материал посвящен празднованию 200-летия Петербурга в 1903 г.; что до напрашивающихся сопоставлений с нынешними юбилейными торжествами, то всякий волен сделать их самостоятельно.

Впрочем, школьная жизнь идет своим чередом, и у нас свои памятные даты и события. Представляя гимназистам этот номер журнала, мы можем повторить за его главным героем: invenies illic et festa domestica vobis (Fast. I, 9). Завершившийся учебный год запомнился небывалой активностью школьных театральных трупп; вполне сенсационным докладом об античном ткачестве, прозвучавшим на мартовском заседании кружка «Классика»; щедрым на удачи конкурсом стихотворных переводов; наконец — the last but not the least — образованием Фонда поддержки классического образования «Анабасис», масштабные планы которого уже подкреплены первыми достижениями. Обо всем этом и о многом другом — в лежащем перед вами четвертом выпуске «Абариса».

«Образование — это то, что остается, когда забыли все, чему учились. Образование, если угодно, — это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики