школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
«Абарис» |
Эсена нет с нами уже больше года, и в школе за это время появились ученики и родители, которых он никогда не приветствовал у дверей. Наверное, далеко не всем знакомым с Эсеном было известно его полное имя — Эсенбек Абдыкадыров. Он был человеком без отчества,
— Эсен появился в гимназии в 1993 году: сюда его привела соседка, работавшая в школьной столовой. Поначалу он был принят подсобным рабочим на кухню и именно в этом качестве поехал с нами в летнюю археологическую экспедицию. В экспедиции его обязанностью было закупать еду и помогать дежурным ее готовить.
Просыпался Эсен рано, одним из первых в лагере, и тут же ставил котелок с водой для кофе. Я тоже вставала рано, поскольку на мне лежала обязанность будить дежурных, которые должны были готовить завтрак. Но прежде чем устраивать побудку, мы с Эсеном выпивали по чашке кофе под неторопливую беседу, а со временем решили, что толку от дежурных не так уж много и мы вполне можем обойтись без них. Таким образом, завтрак мы с Эсеном чаще всего готовили сами и при этом разговаривали обо всем на свете.
Эсен задавал множество вопросов о гимназии, учениках, преподавателях, иногда
О своей жизни он рассказывал мало — детство, проведенное в киргизской деревне, было,
Из рассказов Эсена как будто выходило, что училища он так и не окончил. Надо сказать, что Эсен не любил прямых вопросов и практически никогда не отвечал на них: он мог уйти или перевести разговор на другую тему, а потом на некоторое время замкнуться в себе. Поэтому я старалась избегать расспросов и просто слушала его рассказы. Впрочем, нельзя сказать, что Эсен целенаправленно рассказывал о своей жизни — скорее, он
Итак, проучившись некоторое время в Вагановском училище и,
Жизнь Эсена была сложной и одинокой до тех пор, пока он не попал в гимназию. Мне он всегда представлялся добрым гением школы, ее домовым. У Эсена можно было узнать все — начиная от оценок, которые получили наши выпускники на вступительных экзаменах (помните трогательные ведомости, которые Эсен рисовал каждое лето?), и кончая тем, куда ушла Наталья Николаевна и когда вернется. Он знал в лицо и по именам всех преподавателей и учеников и всегда мог точно сказать, кто из них ушел, а кто еще в школе.
К сожалению, в последние годы у меня находилось очень мало времени для разговоров с Эсеном — так, на бегу, спросить, как дела, узнать последние гимназические новости, иногда ответить на
— Не помню, когда он впервые появился в гимназии, да и вряд ли тогда — в восьмом или девятом классе — я был способен обратить внимание на школьного вахтера. Но однажды, вознамерившись прогулять очередную физику или химию — мы тогда много играли в футбол — и уже открывая дверь школы, я услышал позади себя негромкий голос: «Леша, вы куда?» Это была моя первая сознательная встреча с Эсеном.
Каким образом Эсен, человек совершенно другой культуры, попал в наш город, остается для меня загадкой. Но мне кажется, что именно
Для нас, уже окончивших школу, потеря Эсена кажется вдвойне ощутимой: теперь, входя в двери гимназии, мы вместо приветствия по имени и вопроса: «Как дела?» слышим голос незнакомого вахтера, спрашивающего: «Вы к кому?»
1. Попытайтесь восстановить биографию Эсена до его появления в гимназии. Чем он занимался?
«Эсен родился в Киргизии и с детства поставил перед собой задачу поехать в Петербург. Он ловил рыбу в реке и охотился на диких лошадей. Однажды в Бишкек приехала экспедиция русских этнографов. Эсен понял, что это и есть его шанс попасть в Петербург. Этнографы научили Эсена русскому языку. Когда экспедиция собралась уезжать, Эсен вывел коня из стойла и поехал следом. Он пересек пустыню и достиг озера Балхаш. Потом снова началась пустыня, и Эсен подумал, что никогда уже не увидит человеческого жилья. Наконец он добрался до Караганды, а потом и до Екатеринбурга. Там он встретил этнографов, которые очень удивились встрече и дали денег на проезд до Петербурга. Там Эсен закончил филологический факультет и устроился на работу в гимназию, чтобы ежедневно практиковать латынь и древнегреческий».
«Эсен родился в семье богатого столяра, который прославился на всю страну своими замечательными стульями. Когда Эсен вырос, то освоил профессию своего отца, и ему так понравилось, что он решил заняться столярным делом всерьез. Эсен хотел, чтобы у всех людей были эти замечательные стулья, и по доброте душевной стал их раздавать бесплатно. Вскоре он услышал о гимназии № 610, которая недавно открылась, и там требовалось большое количество стульев и скамеек. Эсен с радостью согласился их сделать. После того как работа была завершена, Эсену очень понравились дети, учившиеся в гимназии, и поскольку он очень привязался и к детям, и к стульям, то решил поселиться в школе».
«Когда Эсен был маленьким, родители отдали ребенка на воспитание йогу. Когда Эсен подрос, то решил, что должен служить добру. Однако для начала было необходимо получить профессию. Он переехал в деревню, где его приютил старик, живший на краю селения. Эсен устроился рыбаком, но получал скудный заработок. Он проработал три года, однако не потратил заработанных денег. Все, что скопил, Эсен отдал старику, а сам отправился к границе с Казахстаном. Там он провел десять лет и выучил казахский язык. Однажды он встретил странника, который побывал во всех частях света и знал множество языков. Этот человек выучил Эсена русскому, шведскому, французскому и немного китайскому. Эсен проникся желанием попасть в Россию. Однажды на заре ему было видение — здание гимназии № 610. Эсен отправился в путь, шел много дней и наконец пришел…»
«Родился он
«Эсен родился и вырос в простой киргизской семье рядом с озером
«Раньше Эсен был покорителем степей, погонщиком скота, водителем трамвая, полярником, депутатом Государственной Думы, киргизом, педагогом начальных классов, альпинистом».
«Эсен родился в Хараде, на
«Наверное, Эсен родился в нашей гимназии…»
2. Какие языки изучал Эсен?
В ответах на этот вопрос гимназисты упоминали русский, английский, французский, итальянский, шведский, латынь, древнегреческий, украинский, болгарский, монгольский, древнемонгольский, санскрит, иврит, немецкий, испанский, хинди, китайский, корейский, арабский, японский, казахский, киргизский, азербайджанский, суахили «и, конечно, египетский — самый древний язык». «См. индоевропейская семья языков».
3. Ваше самое яркое воспоминание об Эсене.
«Все воспоминания яркие!»
«Это мой первый новогодний праздник в гимназии (1998 г.), когда Эсен был Дедом Морозом. Он даже подарил мне подарок —
«Когда к нам приезжали французы, мы с моей француженкой пришли в школу, и Эсен начал свободно с ней разговаривать. Это меня поразило!»
«Когда я только пришла в гимназию, Эсен поздоровался со мной, обратившись по имени! Откуда он знал, как меня зовут, для меня не ясно до сих пор…»
«А что может быть ярче, чем сам Эсен?..»
4. Чем, по-вашему, Эсен заслужил общую любовь?
«Своей уникальной памятью (он помнит всех учеников по имени) и любовью к преподающим и учащимся». «Своей добротой и пониманием, заботой и любовью». «Эсена все любят так же, как он всех любит; а Эсен способен любить
5. Гимназия без Эсена —это все равно что:
…бутерброд без сыра, масла и двух кусков хлеба; конь без узды; стадо без пастуха; дом без хозяина; человек без руки и глаза; зоопарк без своего слона; утро без оригинального приветствия; английский парламент до 1979 г. без лейбористов; психиатрическая больница без надзирателя; пирог без начинки, мясо без белка, дерево без хлорофилла, стул без сиденья и вообще дурь