школа | учеба | люди | партнеры | досуг | фотобанк | форум |
«Абарис» |
Рубеж веков подданные Российской империи встречали со сложными чувствами. С одной стороны, Россия уже привыкла к отсутствию войн, экономических и политических катаклизмов — так что столетние юбилеи Государственного совета, а также основанных Александром I министерств и полков в 1901–1903 гг. воспринимались как свидетельство накопленных достижений, «взрослости» империи. С другой стороны, спокойствие казалось зыбким, а потрясения — неотвратимыми. Дни, предшествовавшие
Действительно, пребывание царской фамилии на празднике
Таким образом, получалось, что юбилей этот не был особенно нужен ни Николаю, ни правительству, которому вообще было не до праздников. Юбилей города стал апофеозом не правительственной или императорской, а именно общественной инициативы. Всю работу по организации торжеств с готовностью взяло на себя городское общественное управление — Городская дума и созданная ею в 1898 г. Юбилейная комиссия, которую возглавил сам городской голова, купец
Большинство этих проектов были вполне маниловскими: например, идея постройки огромного Петровского дворца мореходства, торговли и промышленности4 или создание на месте Синефлагской мели искусственного острова имени Петра Великого, украшенного монументом Петра.5 Некоторые предложения были вызваны самой что ни на есть жестокой необходимостью, а к юбилею «приклеены» с единственной надеждой, что под Петра Великого вдруг да удастся найти деньги — таковы были многострадальные идеи строительства дамбы для защиты от наводнений6 или Беломорканала.7
Однако возможности Юбилейной комиссии Думы были крайне скромны, и она приняла нетривиальное решение: финансировать не памятники, а новые кровати в городских больницах, решить проблемы с канализацией и водоснабжением, начать строительство нового Дворцового моста и т. п.8 Этим прекрасным намерениям к маю 1903 г. суждено было осуществиться лишь в очень малой степени — строительство училищного дома и больницы, заложенных в дни юбилея, растянулось на годы, новый Дворцовый мост начал строиться только к
И все же в сами праздничные дни вечные проблемы, будь то война и мир или водопровод и канализация, были отодвинуты общим желанием подвести итоги, ощутить результаты победы Цивилизации над Хаосом — да и просто
Одическая формула вступления к «Медному всаднику» («где прежде — там ныне»), описывающая чудесное превращение «тьмы лесов и топи блат» в «юный град», пронизывала все сказанное, написанное, сыгранное и нарисованное в юбилейные дни. И роскошные фолианты,10 и учебные книги, и копеечные брошюрки, изданные к празднику, мало различались по идеологической оценке петровской эпохи. Чуть ли не основным их мотивом стало выстроенное по всем правилам риторики отрицание «каприза» или «забавы» в намерении Петра основать город на окраинных болотах России — то была не «прихоть», а «гениальное государственное решение». Даже ставшие притчей во языцех огромные жертвы при строительстве города отрицались; к примеру, пособие для городских училищ разъясняло, что «рассказы эти <…> ничем не подтверждаются» и что
Петр должен был олицетворять собой целеустремленность, торжество государственного начала и законности. В официальных текстах он чаще всего именовался «Державным Основателем» и «Великим Преобразователем». Здание Городской думы было украшено скульптурой Петра со сподвижниками, расположившимися у его ног, на фоне панно с изображением восхода солнца; на Знаменской площади установили трельяж, оформленный как триумфальная арка, на двух крайних панно которого было представлено чудесное превращение болота в город. Вообще обилие орлов, гербов, корон, вензелей, декоративного и настоящего оружия, преобладание золотого и черного (цветов императорского штандарта) в оформлении колонн — все указывало одновременно и на барочные триумфальные арки эпохи Петра, и на воплощавший идею абсолютизма стиль Людовика XIV.
Неотъемлемой частью «демиургического» облика Петра было создание флота. Морская символика стала одной из доминант праздника: город был украшен мачтами и флагами; над главным подъездом Пассажа водрузили ростр корабля, в котором помещалась скульптура Петра; под корабль были стилизованы трибуны и декоративные ворота на Петровской (Сенатской) площади. Акватория Невы заполнилась судами, среди которых были и имитации петровских. Но настоящим апофеозом морской темы стало чествование мифологического «дедушки русского флота» — или «верейки», как он именуется в официальном регламенте праздника (так называл ботик сам Петр — от английского wherry «легкая пассажирская лодка»).
Полуразвалившуюся лодку, найденную им в 1688 г. в сарае у двоюродного деда Н. И. Романова, Петр — самолично — сделал символом рождения русского флота. «Дедушке» была посвящена одна из диорам в Летнем саду, равно как и одноименная пьеса Н. А. Полевого (1838), которую в юбилейные дни играли в местах народных гуляний.
Таким образом, могущественный самодержец, властвующий на суше и на море, был призван укрепить саму идею монархии в начинавшей трещать по швам Российской империи. Этой же цели служила и другая ипостась Петра: народный
По сути дела, именно этот праздник внедрил в массовое сознание «петровскую легенду»: гениальный монарх, «вечный работник на троне», вырвавший Россию «из топи блат»; до самозабвения любивший море, корабли, свой земной «парадиз» — Петербург, буйные праздники с фейерверками и потешными огнями; дубинкой принудивший земляков сбрить бороды, надеть немецкое платье, вытащить из теремов своих благоверных и дщерей и явиться с ними на ассамблею. Современники Петра воспринимались как статисты, неумелые актеры, которых император настойчиво вовлекал в
Значительная часть скульптур и картин появилась на своих местах
Вообще петербургские интеллигенты безостановочно ворчали на устроителей. Общие претензии к оформлению праздника сформулировал фельетонист «Звезды»: «Это солнце, этот ласковый ветерок, эта река были лучшим украшением юбилейных торжеств. Все остальное, по правде сказать, было достаточно трафаретно, обычно, бедно творческим замыслом и творческой фантазией. Были колонны, арки, картины, и даже — на Невском — два фонтана. Но: Когда у нас не бывает этих колонн, этих арок?»21
Погода действительно стояла, начиная с
Главной площадкой торжественной части праздника стала сама акватория Невы и выходящие на нее Троицкая и Петровская площади, а главным зрительным залом — набережные. Правда, на официальные мероприятия и даже на набережные пускали только по билетам, которые нужно было получать в Городской думе. «Мосты были разведены, а через Николаевский и Литейный публику пускали по рассмотрении физиономии полицией».23 Сообразительные и смелые полезли на крышу Адмиралтейства. Отдельным предприимчивым журналистам удалось добиться от градоначальника специального катера.
Праздник начался с перенесения Св. Иконы Спасителя и «верейки» из домика Петра I на пароход и баржу соответственно; далее они проследовали по Неве до пристани у Зимнего дворца, откуда икону понесли крестным ходом к Исаакиевскому собору встречавшие ее представители высшего духовенства, а верейка на барже стала на рейде у Петровской площади. После этого началась литургия в Исаакиевском соборе — и одновременно освящение Троицкого моста, на котором Николай II и члены царствующего дома впервые появились на публике.
Троицкий мост был заложен в 1891 г. в память
После молебствия стреляли и звонили в колокола; огромные хор и оркестр, состоявшие из 250 военных музыкантов, 400 певчих (тех же полков, что и музыканты) и 400 детей из городских училищ, исполнили торжественную кантату на стихи К. К. Случевского и музыку
Вечером в Городской думе состоялся прием, и вконец измученный Лелянов по произнесении речи принял 107 депутаций с подарками. Охтенцы, к примеру, поднесли выловленное из Невы пушечное ядро, которое лежало там со времен Ниеншанца, а депутация из Череповца привезла живую стерлядь невероятных размеров, которую в зал не внесли, потому что рыба «побоялась заснуть вне своей родной стихии»26 (стерлядь так и не съели, а сделали из нее чучело).
Народные гуляния начались после двух часов дня и собрали много народу: в Александровском саду — свыше 20 000, в Петровском парке — 25 000, в Екатерингофском — 15 000, на Фарфоровом заводе — 12 000, на Стеклянном — 8 000. Винные лавки были закрыты еще накануне. Градоначальник предоставил призы «для состязующихся в лазании по мачтам и проч. играх» — серебряные часы с гравировкой. В народных домах ставились спектакли («Дедушка русского флота» Полевого — повсеместно). К естественной радостной суматохе добавилось и немного искусственной — так, газеты сообщали, что в Александровском саду «неизвестный мальчик» (Минцлов: «карманники») крикнул «о сбежавшем тигре» и «наиболее суетливые женщины <…> получили незначительные ушибы» (Минцлов: «девять убитых и несколько раненых»).27 Финальной точкой празднования стала отмена заключительного колоссального фейерверка: по слухам, это распоряжение отдал градоначальник Клейгельс, получив известие о беспорядках в Александровском саду.
Декорации праздника были разобраны в ту же ночь самым варварским образом.
Все убранство, все подробности юбилейных торжеств сохранились только в газетных репортажах и на фотографиях вездесущего Карла Буллы.
1 С. Р. Минцлов. Петербург в 1903–1910 годах. Рига, 1931. С. 7.
2 Начальник канцелярии министра двора А. А. Мосолов вспоминал, как в дни праздников «столбцы газет были переполнены воспоминаниями о победах и преобразованиях Петра Великого. Я заговорил о нем восторженно, но заметил, что царь не поддерживает моей темы. Зная сдержанность государя, я все же дерзнул спросить его, сочувствует ли он тому, что я выражал. Николай II, помолчав немного, ответил: Конечно, я признаю много заслуг за моим знаменитым предком, но сознаюсь, что был бы неискренен, ежели бы вторил вашим восторгам. Это предок, которого менее люблю за его увлечение западной культурою и попирание всех чисто русских обычаев. <…> Быть может, это время как переходный период и было необходимо, но мне оно несимпатично. Из дальнейшего разговора мне показалось, что, кроме сказанного, государь ставит в укор Петру и некоторую показную сторону его действий и долю в них авантюризма» (А. А. Мосолов. При дворе последнего императора. СПб., 1992. С. 81).
3 С. Р. Минцлов. Указ. соч. С. 30.
4 Известия
5 Там же. № 12. С. 351–392.
6 Там же. 1901. № 3. С. 532–533.
7 Правительственный вестник. 1903. 17 мая.
8 Известия
9 Нива. 1903. № 19. С. 388.
10 К примеру, издание И. Н. Божерянова «Невский проспект: 1703–1903» или публикация гравюр из коллекции П. Я. Дашкова, подготовленная проф. В. В. Матэ.
11 В. Г. Авсеенко. 200 лет
12 В поэме Петра Кутузова «Завет Царя Петра», опубликованной 18 мая в газете «Отечество», автор славословил ботик как «челн как будто бы нетленный», что находилось уже на грани кощунства.
13 Эти диорамы (относительно новое для русской публики изобретение Дагера), посвященные сюжетам из жизни Петра Великого, были исполнены молодыми художниками из мастерской И. Е. Репина по заказу Комитета Петровской выставки.
14 У входа в Народный дом Императора Николая II в Александровском саду, на Петровском острове и в Екатерингофском парке (Знамя. 1903. 14 мая).
15 См.: Народная проза. М., 1992. С. 206–214.
16 Знамя. 1903. 20 мая.
17 Правительственный вестник. 1903. 20 мая.
18 Петербургский листок. 1903. 12 мая.
19 Правительственный вестник. 1903. 14 мая.
20 Звезда. 1903. № 40–41. С. 674.
21 Там же. № 42. С. 693.
22 Правительственный вестник. 1903. 14–20 мая.
23 С. Р. Минцлов. Указ. соч. С. 12.
24 Нива. 1903. № 21. С. 426.
25 Там же. С. 428.
26 Там же. С. 429.
27 С. Р. Минцлов. Указ. соч. С. 15.