Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        «Абарис»    

Записные книжки
Предисловие Б. А. Рогинского

В свое время, восхищенный «Пестрыми рассказами» Клавдия Элиана, я стал чуть ли не ежедневно записывать в особую черную тетрадь мысли, слова и истории, привлекшие мое внимание. Мысли очень быстро истощились, а остальное было таково: «Однажды Ленке М. было плохо в Усть-Нарве и она должна была принять активированный уголь. Ленка отказывалась. Почему? Из-за цвета. Пришлось растворить уголь в воде и потушить в комнате свет. Только так Ленка и согласилась его принять»; «Один человек в Венесуэле, решив покончить с собой, выпрыгнул с 27-го этажа, но остался жив (по радио утром 8 ноября, этим сообщением мама меня разбудила)»; «В Индии особое министерство решило защитить авторские права факиров и заклинателей змей (по телевизору вечером того же дня)». Я вел этот дневник несколько лет. Назывался он «Великий рассол»: однажды утром я встретил возле метро «Парк Победы» мужчину, который предлагал желающим за плату отпить рассолу из трехлитровой банки.
Прошло почти десять лет. Я стал учителем русского языка. В начале этого учебного года Лариса Александровна Литягина, преподающая в пятых классах, рассказала, что написала на доске Nulla dies sine linea, поведала об Олеше, о Паустовском — и предложила своим ученикам вести записи, наблюдая природу, город и нравы. Каждую неделю эти записи читались, обсуждались их литературные достоинства. Потом из них делали что-то вроде журнальчиков. Я отчасти «слизал» эту идею, отчасти же вспомнил о «Великом рассоле», прочел выдержки из него моим ученикам-шестиклассникам и подарил каждому по блокнотику для наблюдений. Конечно же, этим занимаются только те, кто хочет — но и мы каждую неделю тратим урок на чтение заметок и голосованием выставляем баллы, а каждые два месяца выходит большая стенгазета с лучшими историями. Главная же разница между тем, что делаем мы и они — в том, что там много внимания уделяется литературным приемам, а у нас — странностям жизни как таковой. У них искусство, у нас — журналистика.


1

Егор Ильченко, 5 класс:

Видел интересный случай: на дороге не был убран снег, и собака, чтобы не тратить силы, притворилась, что у нее замерзли лапы, хотя было тепло. Хозяин взял ее на руки и, отдуваясь, пошел дальше.

Ночью я позабыл снять наручные часы, и мне показалось, что по подушке бегают мыши. Я не мог заснуть от страха.

Антон Давиденко, 5 класс:

Когда я шел мимо ближнего дома, я услышал мяуканье кошки; затем раздался лай собаки. Свет окна привлек мое внимание: на подоконнике я увидел птицу. Вокруг не было ни души, и я ощутил себя единственным человеком в мире животных.

2

Люба Москвина, 5 класс:

Растения обычно не путешествуют, а лиана, которая растет над моей кроватью — путешественница. Она попала в Северную Америку, на карту, которая висит на стене. И получилось, что она в двух местах одновременно.

Дима Паничев, 5 класс:

Когда я шел в школу, вдруг на меня стал падать воробей. Я хотел поймать его, но он пошутил и улетел обратно.

3

Ира Разумовская, 6 класс:

Мы с мамой стояли в уличной пробке, а на встречной полосе стояла тоже какая-то машина. Из нее высунулся водитель, просунул голову через свое стекло и постучал в наше. Мама открыла, а мужчина спросил: «Вы мне не подскажете, который час? А то у меня часы на десять минут спешат!»

Во дворике кафе Black and White на стене написано:
«Пока, лудчая подруга! Света, я знаю, что ты дружишь с Машей! Пока»

На улице девочка говорит маме:
— А что такое это: ну, в общем, все ясно! Можешь не говорить!

Аня Желонкина, 6 класс:

Сидели мы с Фатейкой на уроке. Она толкает меня в бок локтем и спрашивает:
— Ань, ты такая, как я думаю?
— Нет, я другая!
— А как я думаю?

4

Кира Панова, 6 класс:

В Эрмитаже есть кружок, а мама захотела, чтобы я туда поступила. Я вхожу в школьный центр, и меня проводят к преподавателю. <…> Меня спрашивают:
— Девочка, вот посмотри на картинку. Что ты видишь?
— Ивана-царевича, Серого волка и царевну.
— А это сказка или быт?
— Сказка, конечно! В быту волк бы съел царевича и царевну.

Оля Жилиба, 6 класс:

«Чем больше горизонталей, тем дальше слон», — сказала я на уроке географии.

5

Маша Соломатина, 6 класс:

Еду на елку и слышу разговор двух женщин:
— Ой, у меня такая радость! Андрюша научился говорить слово селедка! Кстати, привет!
— Привет, Юля! А у меня Леночка научилась говорить слово азбука!
— Ой, я не понимаю составителей азбуки! Пишут тут всё! А дети как произносить будут? Вот зачем они вставили туда слово Конь-стан-тин? Я до сих пор не могу его правильно произнести!

Дана Даймонд, 6 класс (США):

Пыталась сказать: «Тебе хорошо, у тебя теплая куртка, а то сейчас туманно». А вышло: «Тебе хорошо, у тебя червячная куртка, а то сейчас лягушно»
(foggy — froggy; warm — worm).

6

Яна Теплицкая, 6 класс:

«Этот шаг может быть только пощечиной России» (новости по телевизору).

Женя Минина, 6 класс:

Я (перед сном): — Эх, понедельник завтра, целая неделя впереди!
Алина отвечает: — Ничего, зато послушай: в понедельник я знаю,
что завтра я буду знать,
что в день, который будет завтрашним для среды, я буду знать,
что в пятницу я не буду думать,
что в субботу надо идти в школу.
Это потому что в воскресенье никто не работает.

Сегодня утром, когда я шла в школу, я впервые увидела, как собака размышляет. Сидит на безлюдном тротуаре маленькая грязненькая собачка. Сидит, уставившись в одну точку. Тут я мимо нее прошла. Она встряхнула головой, встала и уныло потрусила по улице.


Рисунки Вовы Иванова, Юли Поляковой, Миши Шигарова, Лизы Подгорной, Иры Разумовской, Лизы Выборновой (6 класс)

«Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение»

Екатерина II,
русская императрица