Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        «Абарис»    

Записные книжки
Предисловие Б. А. Рогинского

В свое время, восхищенный «Пестрыми рассказами» Клавдия Элиана, я стал чуть ли не ежедневно записывать в особую черную тетрадь мысли, слова и истории, привлекшие мое внимание. Мысли очень быстро истощились, а остальное было таково: «Однажды Ленке М. было плохо в Усть-Нарве и она должна была принять активированный уголь. Ленка отказывалась. Почему? Из-за цвета. Пришлось растворить уголь в воде и потушить в комнате свет. Только так Ленка и согласилась его принять»; «Один человек в Венесуэле, решив покончить с собой, выпрыгнул с 27-го этажа, но остался жив (по радио утром 8 ноября, этим сообщением мама меня разбудила)»; «В Индии особое министерство решило защитить авторские права факиров и заклинателей змей (по телевизору вечером того же дня)». Я вел этот дневник несколько лет. Назывался он «Великий рассол»: однажды утром я встретил возле метро «Парк Победы» мужчину, который предлагал желающим за плату отпить рассолу из трехлитровой банки.
Прошло почти десять лет. Я стал учителем русского языка. В начале этого учебного года Лариса Александровна Литягина, преподающая в пятых классах, рассказала, что написала на доске Nulla dies sine linea, поведала об Олеше, о Паустовском — и предложила своим ученикам вести записи, наблюдая природу, город и нравы. Каждую неделю эти записи читались, обсуждались их литературные достоинства. Потом из них делали что-то вроде журнальчиков. Я отчасти «слизал» эту идею, отчасти же вспомнил о «Великом рассоле», прочел выдержки из него моим ученикам-шестиклассникам и подарил каждому по блокнотику для наблюдений. Конечно же, этим занимаются только те, кто хочет — но и мы каждую неделю тратим урок на чтение заметок и голосованием выставляем баллы, а каждые два месяца выходит большая стенгазета с лучшими историями. Главная же разница между тем, что делаем мы и они — в том, что там много внимания уделяется литературным приемам, а у нас — странностям жизни как таковой. У них искусство, у нас — журналистика.


1

Егор Ильченко, 5 класс:

Видел интересный случай: на дороге не был убран снег, и собака, чтобы не тратить силы, притворилась, что у нее замерзли лапы, хотя было тепло. Хозяин взял ее на руки и, отдуваясь, пошел дальше.

Ночью я позабыл снять наручные часы, и мне показалось, что по подушке бегают мыши. Я не мог заснуть от страха.

Антон Давиденко, 5 класс:

Когда я шел мимо ближнего дома, я услышал мяуканье кошки; затем раздался лай собаки. Свет окна привлек мое внимание: на подоконнике я увидел птицу. Вокруг не было ни души, и я ощутил себя единственным человеком в мире животных.

2

Люба Москвина, 5 класс:

Растения обычно не путешествуют, а лиана, которая растет над моей кроватью — путешественница. Она попала в Северную Америку, на карту, которая висит на стене. И получилось, что она в двух местах одновременно.

Дима Паничев, 5 класс:

Когда я шел в школу, вдруг на меня стал падать воробей. Я хотел поймать его, но он пошутил и улетел обратно.

3

Ира Разумовская, 6 класс:

Мы с мамой стояли в уличной пробке, а на встречной полосе стояла тоже какая-то машина. Из нее высунулся водитель, просунул голову через свое стекло и постучал в наше. Мама открыла, а мужчина спросил: «Вы мне не подскажете, который час? А то у меня часы на десять минут спешат!»

Во дворике кафе Black and White на стене написано:
«Пока, лудчая подруга! Света, я знаю, что ты дружишь с Машей! Пока»

На улице девочка говорит маме:
— А что такое это: ну, в общем, все ясно! Можешь не говорить!

Аня Желонкина, 6 класс:

Сидели мы с Фатейкой на уроке. Она толкает меня в бок локтем и спрашивает:
— Ань, ты такая, как я думаю?
— Нет, я другая!
— А как я думаю?

4

Кира Панова, 6 класс:

В Эрмитаже есть кружок, а мама захотела, чтобы я туда поступила. Я вхожу в школьный центр, и меня проводят к преподавателю. <…> Меня спрашивают:
— Девочка, вот посмотри на картинку. Что ты видишь?
— Ивана-царевича, Серого волка и царевну.
— А это сказка или быт?
— Сказка, конечно! В быту волк бы съел царевича и царевну.

Оля Жилиба, 6 класс:

«Чем больше горизонталей, тем дальше слон», — сказала я на уроке географии.

5

Маша Соломатина, 6 класс:

Еду на елку и слышу разговор двух женщин:
— Ой, у меня такая радость! Андрюша научился говорить слово селедка! Кстати, привет!
— Привет, Юля! А у меня Леночка научилась говорить слово азбука!
— Ой, я не понимаю составителей азбуки! Пишут тут всё! А дети как произносить будут? Вот зачем они вставили туда слово Конь-стан-тин? Я до сих пор не могу его правильно произнести!

Дана Даймонд, 6 класс (США):

Пыталась сказать: «Тебе хорошо, у тебя теплая куртка, а то сейчас туманно». А вышло: «Тебе хорошо, у тебя червячная куртка, а то сейчас лягушно»
(foggy — froggy; warm — worm).

6

Яна Теплицкая, 6 класс:

«Этот шаг может быть только пощечиной России» (новости по телевизору).

Женя Минина, 6 класс:

Я (перед сном): — Эх, понедельник завтра, целая неделя впереди!
Алина отвечает: — Ничего, зато послушай: в понедельник я знаю,
что завтра я буду знать,
что в день, который будет завтрашним для среды, я буду знать,
что в пятницу я не буду думать,
что в субботу надо идти в школу.
Это потому что в воскресенье никто не работает.

Сегодня утром, когда я шла в школу, я впервые увидела, как собака размышляет. Сидит на безлюдном тротуаре маленькая грязненькая собачка. Сидит, уставившись в одну точку. Тут я мимо нее прошла. Она встряхнула головой, встала и уныло потрусила по улице.


Рисунки Вовы Иванова, Юли Поляковой, Миши Шигарова, Лизы Подгорной, Иры Разумовской, Лизы Выборновой (6 класс)

«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»

А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности