Версия сайта для слабовидящих
Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
школаучебалюдипартнерыдосугфотобанкфорум
        юмор    

Два стихотворения про экзамены
Наташа Слюсарь

Далее следуют два стихотворения про экзамены, которые частично повторяют друг друга. Дело в том, что первое было написано просто так про экзамен по литературе, а второе является его переделкой, сделанной по какому-то случаю, когда нам понадобился стих про латынь. Но, так как у них есть и несовпадающие куски, я решила поместить здесь их оба.

Наташа Слюсарь, 2004


Экзамен по литературе

Всего ужасней в этом мире,
Друзья, экзамены сдавать,
Билетов двадцать и четыре,
А у меня готово пять.
И вот хватаюсь я за книгу,
Ищу проблему и интригу,
Но вижу вместо умных слов
Там сочетанье трех перстов.
Какое низкое коварство
Со стороны судьбы моей
Меня на самом утре дней
Обречь на страшные мытарства!
И ясно мне, как дважды два,
Судьба со мною не права!

Для утешенья вынимаю
Конфет и пряников. Затем
Я чашку чая выпиваю
И говорю: «Зачем, зачем?
Зачем на свет я уродился?
Зачем я в люк не провалился?
Зачем, как Дмитриев Андрей,
Не бросил школы я своей?
Зачем ноги я не сломаю
Или хотя бы головы?
И вот теперь (увы! увы!)
Я безвозвратно погибаю…
И я сижу, и слезы лью,
И чай с рогаликами пью».

Потом молитвы я читаю
Ко всем известным мне богам.
Я их подолгу умоляю
Быть милосерднее к грехам,
В которых я сейчас раскаюсь,
И за работу принимаюсь.
Геройски подметаю пол
И, крошки заметя под стол,
Я жизнь печально доживаю.
И сон я ночью увидал,
Что я экзамена не сдал
И в страшных муках умираю.
Экзамен завтра… А пока
Не обагрилась их рука.

И вот по улице иду я 
В смертельном горе. Только вдруг
Мой взор блуждающий, тоскуя,
Глубоководный видит люк.
Я б смело с жизнию простился
И в люке этом утопился,
Но мне холодная вода,
Боюсь, наделает вреда.
Ведь заработать не намерен
Я кашель с насморком себе!..
И, покорясь своей судьбе,
Иду, в погибели уверен.
Гадаю я, судьбу кляня,
Когда же черт возьмет меня?..

Но вот экзамен сдан удачно.
Прощай тревога, грусть и страх!
Где тучи собирались мрачно,
Сияет солнце в небесах.
И все приятно мне и мило:
И то, что есть, и то, что было,
И то, что будет и пройдет,
Когда придет его черед.
Я три пломбира покупаю
В киоске белом за углом,
Один я прячу на потом,
А остальные поедаю.
Я в люки больше не гляжу
И стороной их обхожу.


Экзамен по латыни

Дорогой Татьяне Александровне от Наташи Слюсарь

Мой друг, к зачету неготовый,
Когда нагрянул страшный день,
Не выставил на суд суровый
Свое незнание и лень.
Его пример — другим наука.
Так что ж? Но вот какая штука:
Латынь давно я не учил
И три зачета пропустил.
А если я и на четвертый,
Больным сказавшись, не приду,
То все почувствуют беду,
И буду я, к стене припертый,
Как хладный прах в гробу, молчать,
Не зная, что мне отвечать.

Прогнозом сим не окрыленный,
В печали (мягко говоря)
Беру изрядно запыленный
Кирпич Большого Словаря.
Вот я за Ливия хватаюсь,
Переводить его пытаюсь,
Но вижу вместо умных слов
Там сочетанье трех перстов.
Какое низкое коварство
Со стороны судьбы моей
Меня на самом утре дней
Обречь на страшные мытарства!
И ясно мне, как дважды два,
Судьба со мною не права.

Для утешенья вынимаю
Конфет и пряников. Затем
Я чашку чая выпиваю
И говорю: «Зачем, зачем?
Зачем на свет я уродился?
Зачем я в люк не провалился?
Зачем, как Дмитриев Андрей,
Не бросил школы я своей?
Зачем ноги я не сломаю
Или хотя бы головы?
И вот теперь (увы! увы!)
Я безвозвратно погибаю…
И я сижу, и слезы лью,
И чай с рогаликами пью».

Потом молитвы я читаю
Ко всем известным мне богам.
Я им подолгу намекаю,
Что расплачусь, как только сдам.
Когда все кончится счастливо,
Пожертвую бутылку пива
(И дальше — длинное меню.
Его я после сочиню).
Но на богов надежды мало:
Ведь в жажде крови, может быть,
Меня мечтая завалить,
ОНА им больше обещала?..
Узнаю завтра… А пока
Не обагрилась их рука.

Настала ночь, и все заснуло…
Но что там движется в углу?..
И лезет Ливий из-под стула,
Скребя когтями по столу.
Руками раздвигая стены,
Идет Ганнон из Карфагена
И улыбается, злодей,
Неумной пошлости своей.
Три незабвенных персонажа
(В начале «ха», но что в конце?)
Со злой усмешкой на лице
Из-под кровати лезут даже…
Я просыпаюсь с криком «Сгинь!»
Ох, доведет меня латынь!

И вот по улице иду я 
В смертельном горе. Только вдруг
Мой взор блуждающий, тоскуя,
Глубоководный видит люк.
Я б смело с жизнию простился
И в люке этом утопился,
Но мне холодная вода,
Боюсь, наделает вреда.
Ведь заработать не намерен
Я кашель с насморком себе!..
И, покорясь своей судьбе,
Иду, в погибели уверен.
Гадаю я, судьбу кляня,
Когда же черт возьмет меня?..

Поняв (о, вы глядели в воду),
Что не перевести с листа,
Досочинить пытайтесь с ходу
Все непонятные места!
Ганнон, наемник, Гамилькаром,
Маразматическим и старым,
С позором изгнан из страны,
И в Рим врываются слоны…
Но мыслей вольные полеты
Прервал громоподобный глас…
Да, fallit spes несчастных нас…
«Ну, я недоучил чего-то…
Зато я обещаю Вам,
Что я потом все это сдам!»

«Образование — это то, что остается, когда забыли все, чему учились. Образование, если угодно, — это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным»

В. Гейзенберг,
немецкий физик, один из основателей квантовой механики