Вступительный экзамен 2002, изложение
«В далеком темно-синем лесу обитали волшебные птицы. Они жили в разных частях леса, где кому удобнее. Самые маленькие птицы, мягкокрылые сирины, поселились в малиннике, их голубые перышки идеально подходили к его сизым листьям. Более крупные снежно-белые алконосты гнездилисьв просторных дуплах. В темных пещерах жили огненные фениксы. Они любили уединение и никогда не покидали своих жилищ, поэтому никто не видел феникса своими глазами. А у печальных гамаюнов не было постоянного прибежища, они появлялись только в сумерки, бесшумно пролетая по темному небу».
Примечания
Экзаменатор читает текст три раза. Первый раз очень медленно, все дети
слушают, никто ничего не записывает. Второй раз быстрее, но не бегло. Дети
могут делать пометки в черновике.
Третий раз текст читается бегло. По окончании чтения отмечается время начала
экзамена.
Написав изложение, нужно ответить на следующие вопросы и объяснить свой ответ:
- Иван-царевич нашел в малиннике зеленое перо. Какая
птица его обронила?
- Какую птицу можно встретить днем среди баобабов в волшебном
лесу?
«Полноценная подготовка юного ума включает в себя как усвоение методов решения задач, допускающих однозначное решение на основе имеющейся информации, так и задач, которые такого обязательного решения не допускают. Решению первого типа задач обучаются, занимаясь математикой. Второй тип задач требует развития «способности суждения», того, что немцы называют Urteilskraft: наилучшая подготовка к решению задач этого рода — сознательная интерпретация текстов античных авторов»
А. И. Зайцев,
русский филолог-классик и историк античности